ГОП-СТОП, ОН ПОДКАТИЛ ИЗ-ЗА УГЛА…

Некоторое время назад первые руководители Калининграда и области дружно заговорили о возможной продаже «Калининградгортранса» в частные руки. Разумеется, исключительно из лучших побуждений и процветания народа для.

Однако позвольте не спешить со слезами умиления.

«Калининградгортрансу» в обозримом будущем нужно заменить на новые 160 автобусов и 24 трамвая, а также приобрести 12 троллейбусов. На протяжении последних трёх лет предприятие является «планово-убыточным» и получает субсидии из муниципального бюджета, превышающие 300 миллионов рублей в год. Специалисты КГТ считают, что сегодня только себестоимость билетов на автобус составляет 26, на троллейбус – 32, на трамвай – аж целых 45 рублей. Чтобы выйти на получение прибыли, тариф должен быть ещё выше.

Александр Ярошук и Антон Алиханов надеются найти богатенького, «сверхэффективного» покупателя, который обеспечит обновление подвижного состава общественного транспорта, уменьшение бюджетных трат и даже снижение тарифа на перевозки пассажиров. Хотя здравый смысл подсказывает, что погоня и за двумя-то зайцами редко приводит к сытному ужину, а «бесплатный сыр» бывает в меню, как правило, только один раз.

По итогам конкурса на перевозки, проведённого в августе 2016 года, «Калининградгортранс» забрал 12 из 32 автобусных маршрутов, по троллейбусам и трамваям он и вовсе является монополистом. В областном центре эта «контора» фактически играет роль генерального перевозчика пассажиров.

Предположим, что некий инвестор выкупит её на корню, со всем наличным автохламом. Допустим, что он обновит за свой счёт парк предприятия и, благодаря бюджетным субсидиям, удержит тариф в социально приемлемых рамках. Как вы думаете, когда новый владелец захочет вернуть все вложенные им деньги и получить то, ради чего существует любая капиталистическая фирма, – прибыль? Скорее всего, не пройдёт и года. За чей счёт он это будет делать? Конечно же, за наш с вами, уважаемые калининградцы! Конкуренция со стороны мелких операторов в сфере пассажирских перевозок к тому времени, почти наверняка, будет подавлена до безопасного уровня. Кто помешает транспортному монстру местного «разлива» диктовать мэрии свои тарифы?

Есть у этого дела и другая сторона. «Калининградгортранс» находится в муниципальной собственности. По сути, он принадлежит «городской общине» и передан администраторам с площади Победы, 1, лишь в управление. И, как собственники, только мы с вами, дорогие горожане, должны решать: продать ли его, сдать ли в аренду или положить на хлеб вместо масла за завтраком. Между тем получается, что «наёмный менеджер» в лице главы города почему-то собирается принимать решения относительно имущества, ему не принадлежащего.

К тому же, не «разложив» перед подлинными владельцами «Калининградгортранса» другие варианты решения проблемы. Возможно, городу стоило бы начать с наведения порядка на предприятии, изыскать резервы, привлечь серьёзных специалистов, провести независимый анализ реальной себестоимости перевозок. Нелишним было бы также задаться простым вопросом: для чего, собственно, существует городской общественный транспорт? Для коммерции или всё-таки ради выполнения социально значимой функции: с наименьшими затратами и наибольшим комфортом перевозить максимально возможное количество пассажиров по оптимально выстроенным маршрутам?..

Нет, можно, конечно, не задавать «дурацких» вопросов, не расстраивать «начальство», поберечь собственные нервы. Только тогда будьте уверены: очередная приватизационная «реформа» в очередной раз станет лишь средством повышения чьего-то персонального благосостояния. И тогда бесполезно будет кричать: «Грабят!»

Фёдор АЛЕКСАНДРОВ

P. S. В конце мая Александр Ярошук вдруг заявил, что вопрос о приватизации «Калининградгортранса» якобы «пока не стоит». Похоже, ему объяснили, что до выборов губернатора поднимать шум вокруг болезненной для многих проблемы себе дороже. Ну а после?..

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2