АЗЫ ПАРТИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Урок 1. Лучше ничего, чем плохо

Идут два хохла по городу, подходят к пивбару:
– Заглянем?
– А что… Может, Путин не все пиво выпил…

Это не анекдот. Это – быль. Такую сцену наблюдала моя сестра несколько месяцев назад в центре Харькова, на Сумской улице.

Говорящие не были интеллигентами, считающими за доблесть фрондёрское отношение к власти, не относились они и к молодым завсегдатаям Интернета, где можно «нахвататься» оппозиционных мыслей. Обычные работяги лет сорока, которым не до поиска альтернативной информации. Что скажут на украинских телеканалах (российские ведь запрещены), то и знают о происходящем в стране и мире. Эти люди явно принадлежали к той части населения, которая, казалось бы, является наиболее поддающейся официальной пропаганде. Однако они, как видно, воспринимают её весьма иронично.

Почему? Уж очень она топорна. В силу чего односторонность, если не сказать лживость, «промайданных» СМИ многим становится очевидной. И, в конечном итоге, поставленных перед ними целей они достигают далеко не в полной мере. Деньги и силы, затраченные на плохую пропаганду, расходуются не слишком эффективно.

Мало того. Отторжение публикой официальной пропаганды рано или поздно приводит и к отторжению её заказчиков, в данном случае – власти. А затем – и идей, которые эта власть пытается внедрить в общественное сознание. То есть плохая пропаганда оказывается ещё и вредной для своих инициаторов и исполнителей.

Кто-то может возразить, сказав, что на изрядную часть населения Украины антироссийская пропаганда, несмотря на её примитивизм, к сожалению, воздействует. Из той же «оперы» – высказывания, которые часто приходится слышать при обсуждении материалов, написанных нашими авторами. Их лейтмотив сводится к тому, что не следует слишком строго относиться к качеству этих текстов: мол, лишь немногие заметят допущенные там ошибки.

Наш пример показывает, что к читателям, слушателям, зрителям надо относиться с уважением. Они гораздо умнее, чем о них думают не утруждающие себя серьёзным трудом «пропагандисты». Рано или поздно адресаты несостоятельной пропаганды осознают и неуважительное к себе отношение, и неубедительность примитивной агитки. А осознав, больше ни на дух ей не поверят. И круг таких людей будет постепенно расширяться за счёт тех, кто поначалу «не заметил» или «принял за чистую монету».

Для КПРФ плохая пропаганда вредна вдвойне.

Англичане говорят: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи. Применительно к теме нашего разговора можно сказать, что коммунистам непозволительно тратиться на негодный пропагандистский продукт – слишком невелики у нас финансовые ресурсы, чтобы бросаться ими направо и налево.

С другой стороны, мы, в отличие от власти, работаем не на обыдление, а на просвещение населения. Нам важен каждый потенциальный сторонник. Тем более – из числа грамотных людей, тех, кто топорную пропаганду видит изначально. Мы не можем отталкивать их из-за собственной неграмотности, лени или склонности к халтуре.

Что же делать, чтобы наша пропаганда была эффективной, воздействовала на умы и сердца широких масс? Ответ очевиден: надо учиться грамотной пропагандистской работе.

Предлагаем вашему вниманию одну из возможных форм подобного обучения –семинар «Азы партийной журналистики», посвящённый практическим вопросам, с которыми постоянно сталкиваются те, кто работает в наших средствах массовой информации.

На кого он рассчитан?

Прежде всего, на коммунистов, которым поручено освещать деятельность соответствующих партийных организаций. Но началами журналистской профессии желательно владеть и их руководителям. Во-первых, они непосредственно отвечают за информационное обеспечение работы возглавляемых ими структур и, если не смогут его организовать, будут вынуждены крутиться, то есть писать, сами. Во-вторых, секретари партийных организаций, члены бюро и комитетов участвуют в принятии разного рода решений, включая решения по вопросам работы наших средств массовой информации. И при этом зачастую демонстрируют крайне слабое знание предмета обсуждения. Семинарские занятия, надо надеяться, помогут им критически оценить собственное его восприятие и сформулировать по-настоящему обоснованные, а значит, полезные замечания и предложения.

То есть мы постараемся научиться и писать в газету или на сайт, и оценивать как чужие материалы, так и публикующие их СМИ. Для чего будем, с одной стороны, рассматривать базовые понятия журналистики и её наиболее значимые проблемы, а с другой – разбирать типичные ошибки, которые встречаются в конкретных материалах, предназначенных для обнародования в печатной и электронной прессе.

Источниками «фактуры» для разбора будут в том числе и тексты, поступившие от наших авторов. И пусть они не обижаются – полученные знания ведь гораздо важнее уязвлённого самолюбия.

К сожалению, в настоящее время систематический учебный курс на заданную тему предложить невозможно. Дело в том, что учебника, который бы описывал теорию и практику журналистики в искомом аспекте, не существует. Да и сам предмет изучения крайне изменчив, средства массовой информации постоянно ставят перед нами все новые вопросы и чуть ли не ежедневно дают поводы для критического осмысления.

Однако мы постараемся научиться учиться. То есть освоить некие приёмы и понятия, которые будут полезны для дальнейшего самостоятельного повышения журналистской и читательской квалификации.

Очные занятия в рамках обозначенного нами семинара проходят в помещении обкома КПРФ на улице Кирова, 14. А сегодня мы открываем заочную учебную «аудиторию» на нашем сайте.  

До следующей встречи.

Александр ХИХЛЯ

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3